Давайте посмотрим на это явление с двух сторон: обида, как стереотип поведения человека и обида, как инструмент влияния на других, так сказать «псевдообида», поведение практикуется умышленно, чтобы загнать своего оппонента в чувство возможного неудобства или вины за якобы причиненную обиду.
Обида, как стереотип поведения человека- не самая хорошая реакция на ситуацию, в которую попадает человек. Такое поведение существенно ограничивает человека в выборе дальнейшего своего развития и осваивания им новых социальных ролей. Он как бы останавливается и говорит себе и другим: вы видите, что вы со мной сделали, а я еще слаб и не готов к такому ходу событий. Человек становится «маленьким». Эта модель реагирования в свою очередь со временем может фиксироваться и стать привычной для человека, порождая комплексы и становясь стереотипом в его поведении. Со временем, если это повторение будет эксплуатироваться все чаще и чаще (я не могу ничего с этим сделать- вы видите как мне плохо и больно), это может приводить к очень печальным последствиям, фиксируясь внутри человека, не свойственной природному порядку эволюции человека, приводящий ко многим заболеваниям, к таким, как онкология в том числе.
А вот обида, как инструмент влияния на социальное окружение, это очень умелое и непростое поведение, используемое манипуляторами- псевдообидчиками. Только представьте, что кто-то явно демонстрирует обиду. При этом сразу заявляет об этом, грамотно окрашивая свои чувства, вызывая и взывая в нас чувство вины за нанесенный урон. Как говорит один из ведущих классиков социальной технологии взаимодействия между людьми: жертвой быть прекрасно. Все тебя могут пожалеть. А вы «разглядываете событие» и умело наблюдаете, ища дополнительные подсказки, как дальше себя вести. Разновидностей «псевдообидчиков» очень много и по возрастному и по половому и по профессиональному признакам.
Как нам быть с этим феноменом. Допустим, что мы с вами попали в подобную ситуацию, нас обвиняют в нечеловеческом отношении к себе. И явно вызывают у нас чувство вины. Если не детализировать, а просто на это непростое противостояние посмотреть, то вырисуется примерная технология нашего поведения:
-сначала мы почувствуем, как нам некомфортно и от ситуации и от содержания упреков «обиженного»
-сделайте паузу в несколько секунд и просто дышите полной грудью
-внутри себя «отпустите ситуацию» и примите все, как малозначимое
— «присоединитесь» двумя-тремя фразами к тому, что вы такой же человек я «всякое бывает»…
— начинайте задавать уточняющие вопросы, умело их выстраивая в такой последовательности, которая вам нужна
-заканчивайте диалог всегда сохраняя лицо обеим сторонам.
Желаем успехов в «дружбе с обиженными»…