Что такое самоуважение. Можно встретить много определений, таких как: чувство собственного достоинства, гордость личности собой, внутреннее лидерство и много других.
Как человек формирует это качество, этот ресурс в себе? Давайте вспомним, как мы рождаясь, продвигаемся по жизни. Все «институты»: семья, детский сад, школа, колледж, университет и другие, все без исключения, хотят чтобы мы «играли в их игру». Послушание, подчинение правилам, внутренне установленная дисциплина и многое другое- вот только малая часть того, что ребенок платит за социальную адаптацию. Хорошо это или плохо, наверно тема другого диспута. Но факт есть факт, нас с вами все и вся «загоняют в нормы», установленные нашими кураторами. Здесь нужно не только тупо подчиняться, а и еще и проявлять много других качеств, которые нас еще не научила жизнь. Здесь каждый из нас по-разному выстраивает свое поведение, переходя от ситуации к ситуации. От отчужденной изоляции, реагируя на массу требований, простого приспособления и выживания до того, что называем-самоуважение, вопреки всему.
Мне трудно сказать какая часть подростков выходит «победителем» в этой игре, пройдя непростой слалом- гигант, среди условий системы. Я много встречал статей на подобную тему с совершенно разными сценариями поведения у детей. Возьмем две крайности: в семье шизофреников, чтобы выжить, дети становились шизофрениками. И другая противоположность- 93% самых богатых людей на сегодняшний день, получили в наследие менее 10 тысяч долларов. Они сделали себя сами. Речь не о деньгах, а о большой жажде жизни, созидании и многом другом, мне невозможно представить без чувства собственного достоинства у человека.
Как человек воспитывает в себе такое качество, как самоуважение.
В моем представлении это пять ключевых составляющих этого качества у человека. На первое место я бы поставил то, что мы все называем генетикой. Задаток от рождения. Все знакомые нам науки универсология, нумерология раскрывают нам наличие необходимых качеств у ребенка от рождения. Второе место я бы отдал окружению, в котором формируется ребенок. Существенную роль будут играть система убеждений и ценностей окружения. Следующее третье место занимает тип референции у ребенка. Это то, как ребенок принимает решения чаще. Сам, наблюдая ситуацию в целом, или делает поступки на основании мнения окружающих. Внутренняя референция у ребенка, когда он(а) сам принимает любые решения- хороший союзник на пути к самоуважению. Четвертое место я бы отнес к тому, какую стратегию своего развития выберет ребенок. Читайте в наших публикациях: две самые сильные стратегии обучения. Какую из них выберет ребенок.
Здесь вступает в силу и может быть союзником генетика человека, его внутренний стержень. Копировать неудачников никто не будет.
И последнее обстоятельство- обладает ли подросток способностью видеть главное, что его влечет по жизни. Отсюда создается хороший трамплин для формирования самоуважения в себе и к себе. Например: готовность пожертвовать тем, что второстепенно; умение различать «твердое» и «пустое»; не тратить время на ненужное и многое другое.
Самоуважение или чувство собственного достоинства обязательно будет подкреплено у подростка, со временем, каким-то любимым делом, которым он(а) будет жить и гордится. Потому что трудно представить человека, без социальной занятости. Личностью становятся не в изоляции, а среди других людей. А нужно ли человеку такое качество, как самоуважение, в подавляющем большинстве своем не требует дополнительных комментариев. Я у многих людей, разного пола, возраста, успешных и не очень, наблюдаю наличие этого качества. Только оно проявляется у всех по разному.
А тема поиска себя и умение «сделать» себя, это уже другая история.