— как из трудового коллектива создать команду
— какие ситуации и обстоятельства, приводящие к выгоранию
— как минимизировать конфликты на
работе
— Многие руководители задают вопрос, как сплотить коллектив и создать из него команду?
Короткого ответа, на мой взгляд здесь не может быть в принципе. Это целая технология, построенная каждым руководителем на свой лад. Суть такова: задаются правила и ценности в компании. Им обязаны следовать все безоговорочно. Здесь может быть много лозунгов и призывов. Большая часть из них направлена на следующее- командная работа, нацеленная на результат.
Это объявляется и этому следуют все. И руководителю нужно так строить свою работу: вдруг произошло любое отклонение от данного правила, то нужно садиться всем кто был занят и не выполнил в точности это правило и разбирать ситуацию. Цель подобной встречи внутри компании- сделать организацию единым здоровым коллективом.
Помимо этого внутри вашего вопроса еще много мелочей, касательно стиля руководства, умения работать руководителю в процессе «точек контроля» и многое другое.
Руководитель не проходит мимо ни одной производственной ситуации, где есть отклонения, от целей и задач. Коммуницирует с участниками, корректирует ситуацию.
— Все мы когда-то оказывались в ситуации «новичка» в коллективе. Как помочь быстро адаптироваться на работе?
Быстро адаптироваться в жизни в целом и на производстве в частности, могут единицы. Хорошо, если были подобные работы ранее. Весь процесс качественной адаптации без института наставничества невозможен в принципе.
Сама суть испытательного срока для предприятия сводится к главной задаче- этот стажер может ли стать частью нашего коллектива. Все, кто знает и занят наставничеством-знают как ввести новичка, сначала в бригаду и цех, затем в свою профессию, в завершении- ввод в работу внутри предприятия.
А если отвечать коротко: чтобы быстро адаптировать новичка к работе нужно весь испытательный срок построить с ним так, чтобы практически все отношения с ним были посвящены вопросам по выполнению задач. Здесь важно ставить задачи с высокой степенью детализации. Точки контроля- каждый день. Неформального общения минимум. Это правильная процедура.
Кстати, мы этот вопрос проходили на тренингах с руководителями в разделе: управление персоналом.
— Что бы вы посоветовали при профессиональном выгорании. Как помочь такому человеку, можно ли вернуть ему мотивацию и наслаждение рабочим процессом?
Чтобы ответить на этот вопрос, нужно владеть достаточной информацией о тех, кто подпал под эту категорию с профессиональным выгоранием. Не зная, с чем у человека это связано, трудно что-либо сказать адресно и предметно.
Само профессиональное выгорание связано с большой мотивацией достижения высоких результатов в работе, с одержимостью, как таковой. Я очень давно видел киножурнал об этом. Правда там приводились примеры с подростками, с огромной занятостью разными предметами: плавание, языки, легкая атлетика и пр. Показывали таких детей, беседовали с ними. Зрелище не из приятных…
Если обобщенно ответить на вопрос, не имея дополнительной информации, то нужно спокойно поговорить с человеком. Устраивает ли его(ее) такая жизнь далее. Интересна ли ему по прежнему его роль. И если человек знает и понимает, что живет на пределе, то нужно составить на бумаге что-то вроде «фото типовой рабочей недели». Там нужно проанализировать составляющие занятости.
А после предметного анализа нужно будет решить, от чего нужно будет отказываться вовсе, а что уменьшить в своей повседневной жизни.
— Для любого коллектива характерны конфликтные ситуации. Как вы считаете, что лучше «худой мир или добрая ссора»?
Повторюсь, мы этот проходили со всеми участниками наших встреч. Но давайте еще раз об этом поговорим. Конфликты, к сожалению- неизбежны. Все люди живые. Они все эмоциональны. Кто больше, кто менее. Но реагирование на ту или иную жизненную ситуацию у всех проходит по- разному.
Конфликт-это следствие нашего ошибочного выбора поведения, своей реакции на ту или иную сложность или препятствие в нашей жизни.
Напомню, что причина конфликта там, где мы смалодушничали или отнеслись поверхностно к ситуации. В нашем случае. Конфликт в коллектив мы «заносим» с улицы. И вот на работе происходят «короткие замыкания» у сотрудников между собой.
Многие или большинство из нас относят причину конфликта к себе самому, еще больше раздражаясь. Тем самым ведем себя не продуктивно, неумело. Теперь можно ответить на ваш вопрос, что лучше « худой мир или добрая ссора», (напоминаю, что в конфликте инициатор ведет себя или как недовольный «родитель» или как «капризный ребенок»).
Так вот ответ- правильно выбранная модель поведения- залог минимизации конфликта в организации. Если на вас напал «родитель»- ведите себя как «ребенок». Да неприятно. В чем-то вы наверно правы. Будем кричать друг на друга- потом только пожалеем. Работу никто не отменял. Если вступает в конфликт «капризный ребенок». Ведем себя соответственно, как такой-же «ребенок»: я вижу тебе кто-то испортил настроение. У меня тоже такое бывает…
— Как вести себя с людьми, которые в коллективе постоянно провоцируют скандалы?
Частично я ответил вышеизложенным. Давайте я напомню три интересных варианта: стратегии выхода из сложной ситуации.
1.Уйти от конфликта. Отодвинуть решение его как такового. Давай после работы поговорим, хорошо…
2. Воспринять все как малозначимое. Я тебя слышу и понимаю. У всех так бывает, но….
3.Меняем свое представление о ситуации, меняем себя и извлекаем урок. Например: я вижу как тебе неприятно, если я лично могу тебе чем-то помочь, прошу после работы поговорим. Обещаю мы вместе найдем…
— Как наладить эффективную коммуникацию в коллективе?
Говорить с людьми, в каком бы настроении они ни были спокойно и уважительно. Говорим по сути. Слушаем внимательно собеседника. Уточняем услышанное простыми вопросами. Прислушиваемся к ключевым словам собеседника. Умело обходим конфликты. Говорим простыми фразами, содержащие завершенные образы:
— мы оба люди разумные, давай поговорим по делу
— не все всегда бывает просто, нужно уметь …
— не все состоит из позитива, нам всем нужно уметь работать в любых условиях, совладать со своими эмоциями….