Не малая часть людей, разговаривая с психологом, задает один и тот же вопрос: «а что вы можете сказать обо мне». Я во всяком случае часто встречал и встречаю этот вопрос. И в свою очередь задаю людям ответный вопрос: «что вас конкретно о себе интересует и что вы с этим хотите сделать». Как правило ответов нет. Давайте поговорим об этом. Может кому-то это действительно нужно и как-то пригодится.
Из курса «общая психология» возьмем саму структуру личности человека. Она состоит из трех колонок:
-свойства личности
-процессы отражения субъективной реальности
-особенности личности.
Нас будут интересовать- ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ.
И если четко придерживаться нашей темы-психологический профиль, говоря об этом простым языком, мы будем затрагивать разновидности проявления поведения человека в жизни. Поскольку человек явление социальное, то все интересующие нас особенности будем рассматривать через призму ЧЕЛОВЕК-СОЦИУМ, в которой эти особенности будут проявляться. То, что нас интересует будет называться- психотипы человека( особенность его мышления, предпочтения, мотивация, способы принятия решений и пр).
Как это можно определить. Самый простой и надежный способ понять и оценить все то, что нас интересует- это слушать речь человека. Человек не может постоянно контролировать форму речи. И через слова очень много может рассказать о себе.
В своей книге «Введение в нейролингвистическое программирование» Д.О Коннор и др говорят, что человек является Метамоделью, а то, что нас интересует называется Метапрограммы.
Рассмотрим сущность основных метапрограмм человека, используя его лингвистический анализ речи, для определения психологического профиля личности.
Использовать будем проективные вопросы- вопросы позволяющие понять ту или иную метапрограмму.
Каждое предстоящее понятие, которое будет подчеркнуто, представьте в виде линейки, где слева будет одна крайность. А справа-другая.
Тип референции( внешняя, внутренняя)-как соотносится собственное и чужое мнение при принятии решения и самооценке человека.
При внешней референции человек ориентирован больше на чужое мнение. При внутренней референции человек полагается на собственное мнение.
Приблизительные вопросы, определяющие тип референции:
— вы закончили рабочую неделю (месяц). Как понять- выполнены ли поставленные задачи.
— вы покупаете в магазине костюм. Как происходит принятие решения купить.
— вы принимаете каждый день десятки, сотни решений. Расскажите- чем вы чаще руководствуетесь, при принятии своих решений.
Там, где ответы людей будут строиться на мнении окружения-это человек с внешней референцией. А там, где человек полагается на себя- внутренняя референция.
Стратегия принятия решений. СТРЕМЛЕНИЕ-ИЗБЕГАНИЕ.
Если в процессе беседы мы слышим от собеседника конструктив, уточняющие вопросы, направленные на дело: перед вами человек больше заточен «на дело». Если в процессе беседы появляется отрицание, неуверенность или тревожность. Если преобладают поиск ошибок и негатив, то перед вами человек больше старающийся «избегать»: начало работы, новые проекты и пр. Таких людей нецелесообразно использовать в условиях изменяющейся среды и при работе непосредственно с клиентами.
Возможности- процедуры. В свою очередь процедуры подразделяются на процесс-результат.
Давайте немного расшифруем понятия. Слово «возможности» здесь подразумевают то, что буквально считают творчеством, креативом. Это качество очень востребовано в начале любых начинаний и проектов. Люди могут и стремятся отходить от установленных норм и правил.
Слово «процедуры» подразумевает- следование установленным нормам и регламентам. В свою очередь сами процедуры (соблюдение правил), подразделяются на «процесс», где во главу угла все-таки будет следование «духу и букве закона», установленного на предприятии. А слово «результат» будет иметь место тогда, когда выполнение задач, через призму поставленных условий, своей целью ставит только результат работы, в пределах правил. Это немаловажная особенность, поэтому здесь немного остановимся.
Напомню, что мы анализируем личность, через характеристику речи.
Начнем с «возможностей». Этим качеством, от рождения обладают далеко не все люди. Тем более это качество очень востребовано в начале пути.
Какие здесь уместны вопросы, чтобы понять-перед нами «возможности или процедуры»:
— вам больше нравиться какие работы (при равной зарплате): где только все начинается или компания уже работает на рынке.
— расскажите, как вы начинаете свои типичные переговоры.
— вы делаете одну и ту же работу. Насколько долго вы готовы качественно ее делать, соблюдая правила. И.т.д.
Если нам нужно разглядеть «процедуры», то здесь будут уместны следующие вопросы:
— есть ли у вас интересные примеры вашей карьеры. Расскажите подробно. За счет чего или вопреки чему преуспели. И пр.
Люди «процедур» заточены на детали и подробности обстоятельств дела.
Содержание-окружение.
Каждый человек «крутит головой» и интересуется разными вещами. Мы договорились говорить о человеке в социуме. Так вот, когда приходит новый человек в коллектив, он отдает предпочтение или окружению или содержанию. Объяснимся. Уже на собеседовании у кандидата спрашивают такие вопросы, например:
— чем вам запомнились последние две-три работы…
— на что вы больше обращаете внимание при приходе на новое место работы
— что для вас важнее: хорошие условия работы или нормальный микроклимат в коллективе…
— что для вас идеальный руководитель(коллектив)….
Как вы уже догадались, ответы будут характеризовать человека. Или ему важно содержание работы или ему будет важнее- какое у него будет окружение в коллективе.
Люди-вещи.
Здесь оба слова-метафора. «Люди», это- те из нас, кто человечные, открытые, компромиссные, входящие в ваши обстоятельства. «Вещи», это- те сотрудники, которые могут игнорировать, требовать, дистанцироваться, не выполнять обещаний и пр. Это только образы и качества, которые необходимы работодателю. Давайте немного примеров «люди-вещи».
«Люди»- добрые врачи, воспитатели, учителя, продавцы и пр.
«Вещи»- требовательные и жесткие руководители; страховики, которые никогда не хотят платить деньги пострадавшим; лица, ответственные за выполнение денежных обязательств компании(платят всегда умело-неохотно и преимущественно тем, кто требует этого)…
Одиночка-Командный игрок.
Люди разделены от природы на эти два предпочтения. Как определить кто есть кто. Опять же вопросы:
— какие виды спорта предпочитаете смотреть ( индивидуальные или групповые)…
— если бы был выбор, вы бы предпочли в комнате сидеть один на рабочем месте или хотите, чтобы было 6-8 сотрудников…
— как выдумаете люди большего могут достичь, работая сообща или самостоятельно… и пр.
Большую роль играют здесь профессии. Очень немало профессий «одиночка» и достаточно «командных игроков».
Исполнитель- Управленец.
В универсологии еще можно встретить такую классификацию: лидер, директор, менеджер.
В нашем случае все просто. Удел «управленца», это ум и креатив. Удел исполнителя-выполнение чужой воли. Как отличаются эти две категории.
Управленцы обладают «видением перспективы развития» (отдела, направления, организации в целом).
Исполнители не могут и не будут креативить. У них нет стратегического потенциала. Я в одной из публикаций приводил очень интересный пример:
На работу взяли двух женщин. Дали высокие оклады. На предыдущих местах работы они занимали руководящие позиции. Дело на пошло. Я предложил собственнику бизнеса- пусть при тебе напишут свое видение –какие перспективы вам видятся на этой работе и ваше участие в этом. Как вы догадываетесь, ничего предметно креативного не было написано.
Активность- Реактивность.
Здесь имеется ввиду тип реакции человека на любое событие в целом.
Реактивный тип реагирования-мгновенный ответ, мгновенная реакция.
Активный тип реагирования происходит так: человек сталкивается с проблемой(задачей), собирает информацию и принимает какое-то решение. Активно реагирует на проблему. Чаще «реактивный тип» реагирования в социуме приносит вред, чем пользу. Люди реагируют быстро, не успев как следует подумать. Здесь могут возникать дополнительные сложности.
Конечно есть профессии, где реактивность спасает жизни.
МЫ ПЕРЕЧИСЛИЛИ ОСНОВНЫЕ РАЗНОВИДНОСТИ ПРОФИЛЯ ЛИЧНОСТИ.
ЕСЛИ КОМУ-ТО НУЖНО И ВАЖНО- ПОЛЬЗУЙТЕСЬ. И ЗАДАВАЙТЕ ДРУГИМ ВОПРОСЫ, ЧТОБЫ ПОНЯТЬ КТО ЭТОТ ЧЕЛОВЕК. ЧЕРЕЗ ЕГО РЕЧЬ.
УДАЧИ.