Сразу из памяти вспоминаются массу типовых сюжетов из кинофильмов, где по сути примерно одна и та же фраза от главного героя к своей челяди: «здесь думаю я один, а Вы овцы. Я разрабатываю план мероприятий, а Вы его выполняете»…
Так же немало примеров из деловой жизни, где люди представлены разными психотипами, касательно нашей темы, это- ИСПОЛНИТЕЛЬ- УПРАВЛЕНЕЦ. Большая часть людей от рождения ИСПОЛНИТЕЛИ. Это разные, нормальные люди, но им в жизни предназначено только исполнять чужую волю и чужой креатив. Приведем пример, конкретный пример из жизни, он уже был опубликован в одной из наших статей. Собственник бизнеса взяла на работу двух женщин и по каким-то известным только ей причинам (хорошо прошли собеседование, хорошо себя продали и пр), назначила довольно высокую зарплату. Через неполный месяц она понимает, что совершила ошибку и не знает, как выйти из этой ситуации. Мы знакомы между собой. Предлагаем собственнику бизнеса- вызови к себе этих обоих дам и попроси при тебе, пусть напишут на бумаге видение своей полезности твоему бизнесу. Ситуация разрешилась очень просто, обеих «несостоявшихся управленцев» умело уволили. Обе не смогли НИЧЕГО предметного написать. Нет креатива, а только копирование чужого или исполнение работы. Вот и выходит, чтобы говорить о ТВОРЧЕСТВЕ и КРЕАТИВЕ, по меньшей мере, нужно обладать от рождения определенными задатками, а выполняя то или иное дело, работу нужно направить на созидание и создание дополнительной ценности для других людей….
Давайте начнем разбираться, что же такое творчество. Кто может обладать творческим потенциалом. Кого можно назвать творческим человеком. Как развить творческий потенциал. Определений, что такое творчество в толковых словарях предостаточно. А если не заглядывать в словари и просто поразмыслить, что же это за такое слово, понятие творчество. Разглядывать будем по мере взросления человека. И для начала за основу возьмем простой человеческий эгоизм. Итак начнем, ребенок примерно до пятилетнего возраста осваивает мир вокруг себя. Здесь творчества пока не наблюдаем. Психологи утверждают, что начиная с пяти лет человек начинает свои поступки осознанно. Здесь начинается вереница проб, самостоятельных поступков и ошибок. Формируется разновидность моделей поведения у ребенка, которые он заимствует у взрослых. А так же проявляются задатки творчества: ребенок хочет конфет, мама ему отказывает, говоря, что сладкое вредно. Ребенок начинает «подлизываться» к маме и хвалить ее на все лады. Мама «тает» и дает немного сладкого. Что это? Скорее наблюдательность и находчивость, чем творчество. Идем далее. Ребенок сортирует события по признаку «нравиться», «не нравиться», «хочу», «не хочу», «буду», «не буду». Здесь он уже освоил, путем наблюдения за взрослыми, как себя вести. Мы встречаем здесь массу тактических приемов поведения у ребенка: когда ребенку мама говорит что-то активное и возможно нужное сделать, то у него уже есть ответы: животик болит, я хочу поспать, я устал. Это тоже не творчество, а обычные тактические ходы. То, что мы привыкли называть манипуляции. Далее, ребенок идет в детский сад, затем в школу. Здесь ему уже нужно выбирать другие приемы поведения. Здесь он входит в другой социум. Здесь не только он, но еще и другие дети. В контексте нашей темы (хотим напомнить, что гуманность и сотрудничество с другими мы пока не рассматриваем, говорим о творчестве, наблюдая примеры обычного эгоизма. Мы начнем об этом говорить после 14-18 летнего возраста). Понятно, что создаем вымышленную модель поведения, чтобы докопаться до истины по делу. Здесь начинается комбинаторика в поведении ребенка, который либо хочет только по своему, либо просто не слушает взрослых. Это тоже не творчество. Это двуличие, обман. Нежелание сотрудничать или просто подлость. После школы либо колледж, либо университет либо работа. Но ничего существенного в поведении молодого человека не происходит, если поведение подростка суммарно направлено не на сотрудничество с другими людьми и не на созидание в обществе, то он(а) просто будет продолжать набирать новые разновидности реагирования в своем поведении, приводящих к удовлетворению своих интересов. Это творчество? Нет, это очередная вереница двойных стандартов и манипуляций. В возрасте 14-18 лет подросток должен ответить себе на вопрос, на очень важный на самом деле для себя вопрос: КЕМ Я ХОЧУ БЫТЬ. Это вопрос вопросов и относится он к другой очень эмкой и очень интересной теме и напрямую связан с темой ТВОРЧЕСТВО, но не сразу, а спустя годы. Мы от рождения наделены каждый своими задатками, своими особенностями и способностями . Реализовать свой потенциал, найти свою полезность в обществе- одна из основных задач для человека. Итак, в возрасте 14-18 лет молодой человек начинает выбирать. По какому пути ему пойти. У кого- то закончилась учеба, у кого-то армия, у кого-то детство. Здесь на самом деле очень сложный момент для подростка, никто ничего не гарантирует на перспективу и нужно выбирать. В жизни начинается период рисков, возможных ошибок, возможных кризисов, разочарований и вариантов выборов. Эту тему не будем детализировать, но небольшая часть молодежи пойдет по пути поиска своего таланта. Почему спросите Вы? Да потому хотя бы, чтобы начать свой самостоятельный путь, нужно «пожертвовать» привычными вещами. Пожертвовать в кавычках, так как основная и большая часть подростков будут хотеть оставаться в привычной среде. Мама, папа, друзья, компании и пр. Вот этим и нужно будет жертвовать. И поверьте, что это очень непросто. Вся наша субкультура, все средства массовой информации говорят о другом…
Давайте представим два возможных выбора у молодого поколения. Возьмем первый, которых будет большинство. КАК У ВСЕХ. Например, молодой человек идет работать. Только по тому, что так поступают друзья. Работу он выбирает не по принципу, что любит и хочет, а по каким-то другим мотивам. Или скажем он же выбирает учебу в университете. И принцип тот же. Куда пошли друзья. Что он будет делать, что его ожидает. Откуда здесь появится творчество?
Давайте возьмем другой путь. Путь поиска себя, путь на котором вначале нужно от некоторых привязанностей отказаться. И этот путь может быть длиной в несколько лет, десятков лет или длиною в жизнь. Если что-то пойдет здесь не так, выбранный путь не понравиться, останавливаемся и начинаем вся с начала. Старая китайская мудрость гласит: «сначала мы выбираем путь, а потом путь выбирает нас»…. И как Вы догадываетесь ВОТ ТОЛЬКО ЗДЕСЬ ОТКРЫВАЕТСЯ КАНАЛ ПОДЛИННОГО ТВОРЧЕСТВА. Человек начинает сотрудничать с бытием .
Иногда встречаю такие призывы и заголовки- клубы креатива и творчества. Приходите, будем креативить. Возникает только один вопрос- кто Вы в жизни. Можно ли назвать это креативом и творчеством…
Кстати есть одна примитивная игра, предлагается за 2-3 минуты написать варианты и способы использования пустого стержня из шариковой ручки. Женщины ВСЕГДА предлагают намного больше вариантов, чем мужчины. А почему, как Вы думаете? Кстати, это ТВОРЧЕСТВО?…
P.S. если статья была Вам любопытна, будем благодарны за репост.