Что нам легче делать: создавать или критиковать. Думаю «нашему человеку» критиковать- только дай. Возьмем к примеру любое ток шоу, там критиков полным полно. Хорошо это или плохо, критиковать сегодняшнее школьное образование, я не знаю. Но порассуждать об этом хочется.
Давайте начнем с того, что образование сегодня дает подростку. Наше классическое образование, точнее его школьная общеобразовательная программа, не менялась несколько десятков лет. Она пережила много наших «вождей», на разный лад руководящих нами, но сама осталась прежней. Наши средства массовой информации, в конце прошлого столетия , наперебой расхваливали наше образование. Говорили, что оно одно из самых лучших в мире. Теперь давайте посмотрим, а что это за самое лучшее образование и что оно дает сегодня подростку.
Я вспоминаю один киножурнал, который сам лично смотрел. Там очень интересно говорилось о наших «одаренных детях». Что они самые, самые. Фильм показывал, что наши дети хорошо осваивают и гуманитарные и точные предметы. Имеют приличные способности ко многим ремеслам и к спорту. Но если внимательно посмотреть и на сам сюжет и на саму идею образования, то понемногу начинаешь понимать, что у подростков в процессе учебы развивают только одну функцию, это – память. Подростка просто грузят, грузят и грузят «всем и вся». Нужно усваивать и усваивать материал. Предметов очень много. Гуманитарные, точные и прикладные науки. Все учащиеся разные. Каждый пойдет своей дорогой. На какие предметы делать акцент. Как научиться, хотя бы со средины обучения в школе почувствовать и понять, какие дисциплины мне, как будущему специалисту, понадобятся. Зачем все учить и зубрить. Что пригодиться, какие предметы мои?…
Вернемся к «нашему» киножурналу. Там, помимо того, что наши подростки хорошо усваивают предложенные дисциплины, очень корректно было показано, что есть предел запоминанию и предел психических возможностей подростка. Учащиеся со временем устают и прекращают быть функциональными и воспринимать материал. Мы сегодня взяли на рассмотрение тему: чего нет сегодня в школьном образовании. Остановимся на этом и не будем затрагивать другие составляющие образования.
В моем представлении, в школьном образовании, на сегодняшний момент нет :
— умелого распределения рабочего времени педагога. Кучу времени преподаватели затрачивают на заполнение документов, без которых педагог мог бы обойтись. Здесь выстраивается предпосылка «ведомственных проверок работы». И не дай бог вы не заполните ВСЕ НЕОБХОДИМЫЕ БУМАГИ. Которые, кстати, никакого отношения к педагогике не имеют. Это тупое и ненужное. В большей мере.
— специализация по предметам. Я в 1973 году в одном из журналов увидел и запомнил такую фразу: в Японии, в системе всеобуча, существует «институт специалистов», который замечает, развивает и закрепляет НАКЛОННОСТИ УЧЕНИКОВ. Получиться ли это у нас со временем. Нам возможно нужна умелая диагностика предрасположенности учеников к тому или иному виду деятельности. И это должны быть какие-то комплексные, взаимодополняющие тесты и мини-кейсы, говорящие о предрасположенности и готовности к той или иной деятельности.
И тогда семья и сам подросток будут знать и уделять бОльшее время «своим» предметам.
— все в системе образования оценивается через призму восприятия педагога. Учащиеся тотально зависят от мнения своего учителя. И если вы «шустрый и громкий», а преподаватель спокойный, медлительный и тихий, то не факт, что через этот разрыв шаблона у вас, как у учащегося не будет конфликтов. Демонстративных и активных учеников не все педагоги «привечают». Или еще пример: система ценностей. У преподавателя она одна, скажем что он(а) старой закалки человек, а учащийся или некий неформал или …Опять возможны варианты развития отношений и оценок у учащегося.
Понятно, чтобы выстраивать НОВОЕ, то нужно сначала продумать, как пошагово уменьшить влияние СТАРОЙ СИСТЕМЫ.
Я как-то недавно разговорился на эту тему с одним педагогом. Она мне очень интересно ответила: ладно, скажем ты хочешь, чтобы на занятиях преподавали стрельбу из лука, умение верховой езды и умение игры в гольф. Два вопроса: кто это оплатит, а главное- КУДА ДЕВАТЬ ВСЕХ ПЕДАГОГОВ, они сами обучены по старой программе. Очень интересные вопросы.
Я не трогал другие, не менее важные составляющие «образования сегодняшнего дня». Там столько ущербного для «всех участников», что если начинать полемизировать, то………………………..