— про подростков
— перспективы развития
— судьба человека
Меня попросили дать интервью редакция одной газеты нашего города. Привожу его в оригинале, без правок.
1.Как понять, к какой профессии у ребенка склонности.
Ответ построю собирательным образом, то что по этому поводу думают эксперты в этих вопросах.
Общая идея сводится к следующему: родители развивают своего ребенка и делают это по- разному. И тем не менее, родителям нужно внимательно наблюдать- к чему проявляет их ребенок повышенный интерес в возрасте от 7 до 14 лет. Это и будет ответом на то, каков талант, способности у вашего ребенка .
По сути сам ребенок в этом возрасте примеряет на себя возможности социума. И нащупывает где его способности нашли свое применение. Другой и немаловажный вопрос здесь же стоит так: а какой масштаб личности у вашего ребенка, какие у него амбиции к тому или иному роду деятельности.
Посмотрите в интернете записи того, как тренируются Китайские спортсмены, по разным видам спорта. Там есть на что посмотреть. Амбиции имперские, олимпийские и вселенские практически у всех детей.
2.В каком возрасте нужно начинать задумываться о выборе будущей профессии?
По хорошему- с самого раннего возраста. Объяснюсь. В Канаде мальчиков на коньки ставят с 2-х, 3-х лет. В ряде бывших республик Советского Союза, там где степи на большей части территории, мальчиков садят на лошадь так же с 2-х лет. Но в целом родителям очень важно использовать то, о чем мы говорили в первом вопросе- свои наблюдения от 7 до 14 лет. И подойдя к этому возрасту ВАЖНО начать совместно с ребенком выстраивать «тактику вхождения» в самостоятельную жизнь.
Здесь большая часть подростков поступит так, как будут вести себя большинство их сверстников, не думая о своих личных мечтах. Здесь отдельная, самостоятельная и очень сложная часть рассуждения. Возможно к ней еще вернемся.
Здесь главное: после окончания школы нужно идти дальше- в самостоятельную жизнь, полную приключений, рисков и всего остального. Кто пойдет по пути наименьшего сопротивления (сразу замуж, или как все), потом труднее будет нащупывать свой путь. 3.Часто бывает ситуация, когда ребенок мечтает об одной профессии, а родители настаивают на другой. Как найти компромисс?
Здесь доминирующий момент: наклонности ребенка. Если родители хотят, чтобы ребенок унаследовал их дело например, а у него( нее)нет к этому никакой предрасположенности, то закончиться все очень плачевно. Нужно всем вместе, на протяжении 2-4 лет перед окончанием школы, совместно говорить о предстоящей самостоятельной жизни. И это может быть как работа, так и учеба, не всегда очная. Пожалуй единственное исключение здесь может быть хитрость или лень ребенка, если родители его хорошо обеспечивают и очевидно видят его наклонности, а он сам пока не спешит.
Там нужно применять какую-то хитрость, выбирать тактику общения с ребенком по вопросам будущего. Как говорил Н. Макиавелли: «Держи в повиновении директивой, а сподвигай к будущему- посулами». Отсюда и правильная тактика поведения.
4.А что делать в ситуации, когда подростку ничего не интересно?
Очень непростой вопрос. Я таких ситуаций встречал очень много, к сожалению. Возможно длительное время в семье была опека, или гиперопека и ребенок привык. Я маленький, я пока не знаю чего хочу. Вам надо- вы и учитесь.
Если шутки в сторону- умело разговаривать, разговаривать, не навязывая, Нужно задавать кучу вопросов. Своими беседами «рисуйте картинку» своему подростку- мы не вечны. Откуда прилетит фея и произойдет чудо…Здесь есть хорошее высказывание: «выбирай- хорошо сейчас, плохо потом; или плохо сейчас, хорошо потом».
Все состоявшиеся люди живут по правилу- плохо сейчас- хорошо потом. Речь идет о том, что они от чего-то отказываются и начинают в свою жизнь инвестировать: знания, умения, формировать окружение и свое будущее.
5.Чем в профориентации может помочь психолог?
Все зависит от вопроса, который будет стоять перед ним. Предположим, что это две группы вопросов:
А) готовность, активность, заинтересованность ребенка в своем будущем.
б) предрасположенность ребенка к профессиям.
Есть хорошие тесты, их немало. В любом случае можно и нужно беседовать. ГЛАВНОЕ-чтобы ребенок сам понял- НУЖНО ИДТИ ДАЛЬШЕ САМОСТОЯТЕЛЬНО. С какими-то инвестициями родителей.
Будешь спать, откладывать- пойдешь против себя самого.
У нас у всех без исключения существуют жизненные кризисы.
Это и ценностные и семейные и социальные.
На что ориентироваться. Мы на наших тренингах об этом говорили. Давайте повторим: если пропал интерес к работе. Роль перестала быть интересна, в силу разных причин. Тогда нужно спокойно думать, разговаривать с собой, своим близким окружением и с руководителем. Если роль уже исчерпана.
Если интерес полностью угас, нужно идти дальше. Ни в коем случае здесь не ориентироваться на какие-то абстрактные рассуждения о том, что …там за поворотом есть золотые горы.
По поводу: не поздно ли в 40, в 50 лет.
Если не брать за основу известную фразу: в 40 лет жизнь только начинается, а посмотреть здраво, учитывая наше предыдущее рассуждение, когда роль закончена: нужно использовать свой опыт и начать интересоваться-где этот опыт применим.
Пару примеров о возрасте, понятно что должна присутствовать активная жизненная позиция, вера в себя и большое вдохновение продолжать жить и работать.
Итак, примеры:
Полководец А.В.Суворов совершил свои подвиги, когда ему было 69 лет. Многие известные актеры: Ж.Рено, В.Сухоруков начали сниматься после 40 лет.
Мы равносильно можем состояться в этой жизни не один раз.