— много времени мы тратим попусту
— как мы сами создаем себе суету
— прислушивайтесь к себе и к содержанию своих недовольств
Все люди разные, у всех своя история жизни, своя история выборов-как и что делать. И тем не менее мы часто встречаем такую фразу в разговорах: мне бы твои проблемы, вот у меня…
В своей книге «Менеджмент абсурда» Р.Фарсон написал следующее: прислушивайтесь к содержанию человеческого ворчания. Огромная часть проблем притащена, что называется «за уши». И по непонятным причинам многое малозначимое становится приоритетом для нас многих.
Откуда возникают эти придуманности. Ответ лежит в той плоскости, как человек принимает решение и как он сортирует свои события в жизни по степени важности. Существует такой термин: «тип референции». Это то, чье мнение для человека будет основным. Свое или мнение других людей, по тому или иному поводу.
Если человек больше склонен прислушиваться к себе и чаще строит свою жизнь на своем мнении, то это внутренняя референция. Если мнение окружающих доминирует для человека, то он(а) существенно будет зависеть от мнения окружающих. Понятно, что есть и смешанная референиция.
Из этого простого понимания и выходит: будем ли мы радоваться тому или иному событию в жизни, если сами внутри себя ощущаем радость. Или наоборот, по тому же самому событию нам говорят: ты что, совсем из ума выжил. Это никуда не годится…
Не думаю, что есть какая-то статистика, тип какой референции преобладает у людей. Но то, что среди сотен и тысяч стереотипов в поведении обычного человека, страх стоит на втором месте-это факт. Мы боимся на пустом месте. Мы тревожимся, мы хотим быть частью сообщества, мы хотим нравиться, возможно прислушиваясь, что о нас говорят…
И эти мелочи съедают массу времени у нас, в погоне за устранением того, что нам говорят.
Приведу один пример. Когда-то к нам в город приезжал театр оперетты, я пошел посмотреть оперетту. В программе увидел, что в театральной труппе 5 Народных артистов. Мне представление очень понравилось. На следующий день я пошел с друзьями в кино. Там в фойе кинотеатра увидел одного из этих 5 мэтров. Наверно у него днем было свободное время и он так же как и я решил пойти в кино.
Что меня подтолкнуло к нему, я сегодня уже не помню. После фильма я поехал в театральную гостиницу и меня пропустили к нему. Он меня принял, спросив журналист ли я. Мы разговорились. Я задавал много вопросов, которые меня тогда интересовали.
И уже уходя, я решился на такой вопрос, говорю следующее: вот вы Народный артист, даже не могу себе представить, какой труд на это положен. Но у меня вопрос непростой: вот вы, великие люди, как вы между собой конкурируя уживаетесь. Как вы расправляетесь ,с неугодными себе по разным причинам.
Он усмехнулся и говорит: все просто, только слова. Например: что-то ты сегодня был не в духе, я смотрел из-за кулис, по моему у тебя вчера был не самый лучший спектакль…
И многие, как ни странно реагируют. Реагируют и застряют, кто в тревогах, кто впадает в депрессию. Так, что Народные артисты то же плачут.
Вот вам и страх неудач и тип референции.
Один из моих учителей говорил: минимум 95%всего сказанного-это всего лишь тактика и маневр словами.