Век живи и век учись. Это давнее общеизвестное высказывание. А вот современная сентенция 2000-х годов: жизнь работа и учеба сейчас сплетены в единый процесс…
Учеба, учеба, учеба. А все-таки, как мы обучаемся, что берем за истину, какие современные стратегии обучения самые лучшие?
На сегодняшний день эксперты по продвинутым стратегиям обучения во всем мире выделяют четыре основные. Мы рассмотрим две лучшие из них, которыми пользуются люди. Причем они почти равнозначны по преемственности и проценту использования.
На первое место поставим такую стратегию обучения, как: заимствование, копирование, подражание. Что по своей сути сводится к повторению чего-то сценария успеха. Давайте посмотрим на яркие примеры нескольких видов подражания, связанных с деятельностью:
Музыка. Плагиат на плагиате. Невероятное наличие произведений- двойников. Пример: Джорджа Харрисона, гитариста популярной группы «Битлс» обвинили в плагиате и судили. Музыка знаменитой песни «My sweet lord», была заимствована и выдавалась за оригинал.
Автомобили. Корпорации воруют идеи у корпораций. Где-то встречал статью о том, что в автомобильной промышленности юристы корпорации, которая заимствует какую-то авторскую идею другой корпорации, не имею на это права- заранее начинают подготовку к судебным процессам.
Спорт. Спорт уже давно стал бизнесом и набором использования анаболиков с умелым уходом от их обнаружения. Отсюда огромная зрелищность и популярность к спорту. Все обожают смотреть на приемы и финты спортсменов. Но этому учатся другие. Молодые и подрастающие спортсмены. Смотрят видеотрансляции и медленно и подробно изучают техники движений, приемов и ударов известных чемпионов. Этот список подражания можно продолжать до бесконечности: одежда, обувь, ювелирные изделия, аксессуары ведущих компаний и известных кутюрье копируют по всему миру.
Так же обстоят дела у многих наших подростков. Они с юного возраста начинают подражать и копировать своих кумиров. Причем копируют все то, что вызывает восторг и восхищение. Вопрос: с какого возраста начинается копирование, оставим «за кадром». Потому что еще в очень юном возрасте девочки и мальчики уже начинают копировать своих родителей, родственников, знакомых и воспитателей. Особенности подражания иногда вызывают такое удивление. Например: маленькая дочка «напяливает» мамины туфли и «ковыляет» в них перед зеркалом…
Что здесь нам может послужить полезными примерами, это когда подростки заимствуют чужие образы, верят в это, им приносит это радость, восторг и удовольствие. Они изнутри принимают все это, готовы идти до конца. Посвящают этому немалую часть своего времени и жизни в целом. И на примере кумиров сами становятся невероятными личностями.
Таких примеров, например в кино и на эстраде великое множество.
А теперь рассмотрим вторую стратегию обучения, это то, что мы часто называем «назло», вопреки, наоборот. По своей сути люди саботируют примеры и идеи тех, кто их обучает. Это может проявляться через саботаж или самосаботаж. Это происходит когда наставник демонстрирует и предлагает систему ценностей, не приемлемую ученику. Например, директивное поведение по отношению к другим. Где постоянно присутствуют манипуляции и доминирование над другими людьми.
Примеров «неприятия» огромное множество, например: в семье отец, которого мать своим детям постоянно ставит в пример. Дети видят образ отца и так же то, что и как ему это непросто дается.
Дети понимают, какой это непростой путь, сколько всего нужно пройти, знать и уметь делать. Многим нужно будет «пожертвовать». А вокруг столько соблазнов. И частенько включается программа- я таким быть не хочу. Пусть лохи работают… Здесь много типичных примеров инфантильности у подростков.
Но в этой стратегии поведения для нас есть и хорошие новости, приведем пару примеров: в своем интервью певец Стинг рассказывал, что он родился в семье неудачников. И сказал, что с раннего детства решил: я таким никогда не буду.
В семье алкоголиков родились два близнеца, один из которых стал очень богат. Когда его спросили, как вы стали таким богатым, он ответил, что был пример родителей, каким он быть не хотел.
Он не стремился к богатству, а просто не мог быть бедным.
Пусть наши подростки умело выбирают стратегию своего развития.